ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Генеральный директор Зиятдинов Фанил Газисович

20 июня 1957 года Совет Министров СССР принял постановление, согласно которому на базе строящейся швейной фабрики в г. Ижевске создавался завод по производству аппаратуры радиоуправления ракетами типа "воздух-воздух". Заводу был присвоен №444. Дата принятия данного постановления считается днём рождения Ижевского электромеханического завода.
С 1958 г. начинается серийное производство блоков К5И-1 (головка полуактивного радионаведения ракеты типа К5М класса "воздух-воздух") и нестандартных измерительных приборов для контроля этих блоков. В 1962 году было освоено производство блоков радиоуправления ракетой зенитного ракетного комплекса "Круг" 1СБ7, счётно-решающих приборов для пусковой установки и радиолокационной станции ЗРК "Круг".
Следует отметить, что ЗРК "Круг" был первым комплексом, предназначенным для защиты войск и военных объектов от воздушного нападения во фронтовых тылах, который относился к системам ПВО сухопутных войск дальнего действия и был разработан коллективом НИЭМИ под руководством главного конструктора Вениамина Павловича Ефремова.
В начале семидесятых завод приступил к освоению зенитного ракетного комплекса "Оса". Специалисты завода познакомились с новой "командой" разработчиков, каждый из которых был личностью, специалистом с глубоким знанием своего дела. Среди этих людей были специалисты-комплексники Е.Я. Павлов, В.И. Чирков, H.H. Покрамович и другие. Возглавляли бригаду разработчиков И.М. Дризе и его заместитель A.M. Рожнов.

БМ 9А33 ЗРК "Оса"

Ещё в начале 60-х годов очевидным стал факт необходимости иметь специализированные зенитные средства для борьбы с низколетящими целями, что и стало, в конечном счёте, одной из главных причин развёртывания в ряде стран работ по созданию зенитных ракетных комплексов, способных эффективно бороться с низколетящими воздушными целями. Необходимо отметить, что создание подобных средств ПВО во всех странах происходило с серьёзными трудностями. Одной из основных причин являлось несоответствие между завышенными требованиями и существующим уровнем развития науки.
Только зенитный ракетный комплекс "Оса" (СССР) стал наиболее удачным вариантом среди аналогичных комплексов, что красноречиво подтвердилось опытом его многолетней эксплуатации в войсках и результатами его боевого применения.
Работы над созданием комплекса были начаты по Постановлению СМ СССР №1157-487 от 27 октября 1960 года, согласно которому комплекс должен был поражать цели, действующие со скоростью до 500 м/с в зоне от 50 до 5000 метров по высоте и 0,8-10 км по дальности. Автономная мобильная боевая машина (БМ) ЗРК должна быть плавающей, вести разведку воздушных целей в движении и обстреливать их ракетами с короткой остановки.
Наиболее сложным оказалось создание ЗУР, что было обусловлено в тот период времени уровнем достижений в создании отечественного твёрдого ракетного топлива и элементной базы для бортовой системы управления.
Совместные испытания наземного ЗРК "Оса" начались во второй половине 1967 года и из-за серьёзных недостатков были прекращены. Главным конструктором "Осы" был назначен директор НИЭМИ В.П. Ефремов, его заместителем И.М. Дризе, а разработчиком плавающего колесного шасси 937, сыгравшего большую роль в успешном продолжении работ, - Брянский автомобильный завод.
После проведения заводских (июль, 1970 г.) и совместных (февраль, 1971 г.) государственных испытаний в октябре 1971 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение.
После принятия на вооружение комплекса сразу начались работы по модернизации с целью расширения его зоны поражения и повышения боевой эффективности ("Оса-A"), а также по созданию комплекса с увеличенным до 6 количеством ЗУР, размещённых на БМ в транспортно-пусковых контейнерах ("Оса-К"). Модернизация была проведена собственными силами. В модернизированную боевую машину были внедрены идеи и разработки специалистов ОКБ завода: Б.А. Балобанова, М.В. Касаткиной, Ю.С. Федосимовой, В.В. Цымбалова, Ю.Ф. Чернова и других. Руководил разработкой документации В.А. Попов, в руководстве ему помогали C.B. Пенкин, Л.М. Суетин, Э.В. Тюльпин, Е.Ф. Мокрушин. В 1973 году разработка обоих вариантов была завершена и проведены их совместные заводские испытания. В результате данных испытаний на свет появился комплекс "Оса-АК", принятый на вооружение в 1975 году. Однако, в связи с совершенствованием форм и способов применения СВН, в ноябре 1975 года была начата опытно-конструкторская работа "Мара" по совершенствованию боевой машины комплекса и его ракеты. В 1977 году состоялись заводские испытания новой боевой машины, в декабре 1979 г. модернизированный комплекс прошёл Государственные испытания на полигоне "Эмба", а в 1980 г., под названием "Оса-АКМ", был принят на вооружение. В модернизацию и последующее внедрение комплекса "Оса- АКМ" в серийное производство значительный вклад внёс Владимир Аркадьевич Попов, с 1976 по 1982 гг. занимающий должность начальника ОКБ Ижевского электромеханического завода.

БМ 9А33 на стенде у входа на завод

Развитие вооружения не стоит на месте. В 70-х годах XX века появились новые образцы вооружений авиации и войск: крылатые ракеты и управляемые авиационные бомбы, высокоточное оружие. Для борьбы с этими низколетящими сверхзвуковыми средствами нападения требовалась новая, быстродействующая система ПВО.
В развитие постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года о создании системы ПВО ближнего радиуса действия для Сухопутных войск был издан приказ Министра радиопромышленности №206 от 21 апреля 1975 года, в котором Головным разработчиком зенитной ракетной системы "Тор" был определён Московский научно-исследовательский электромеханический институт (НИЭМИ), главным конструктором системы назначен В.П. Ефремов, а главным конструктором боевой машины - Иосиф Матвеевич Дризе.
Среди других соисполнителей работ по созданию системы был и Ижевский электромеханический завод "Купол", который впоследствии стал серийным изготовителем системы. Объём участия специалистов завода в разработке и изготовлении боевой машины, а также финансирование разработки определялись договором между НИЭМИ и ИЭМЗ, согласованным с заказывающим управлением.
Для координации всех работ по данной теме в ОКБ ИЭМЗ в 1976 году был создан головной по системе "Тор" тематический отдел ТО-9, начальником которого был назначен Эдуард Владимирович Тюльпин. Аппаратура боевой машины создаётся на новой элементной базе, в ней используются цифровые методы обработки информации, а узлы и блоки конструктивно выполнены на многослойных печатных платах. Для решения этих задач в 1977 году создаётся тематический отдел ТО-3, начальником которого назначается C.B. Пенкин. В 1979 г. были созданы рабочие места для изготовления антенно-пускового устройства (АПУ), сборки необходимых блоков, фазированной антенной решётки, а также изделия в целом. К концу 1982 года были изготовлены опытные образцы боевой машины системы "Тор", а также завершились работы по подготовке к заводским испытаниям машин технологического оборудования. Изделия были отправлены на Эмбинский полигон для предъявления их в составе системы "Тор" на Государственные испытания.
В ходе испытаний коллективу разработчиков НИЭМИ и ИЭМЗ удалось подтвердить практически все концептуальные требования, техническое исполнение которых представляло собой ноу-хау. Закономерным итогом испытаний стало принятие в марте 1986 года зенитной ракетной системы "Тор" на вооружение. Боевая машина могла транспортироваться всеми видами транспорта, в том числе воздушным. Серийный выпуск основных элементов осуществляли Ижевский электромеханический завод, Кировский машиностроительный завод, Минский тракторный завод.
Организатором производства и модернизации зенитных ракетных комплексов малого радиуса действия "Оса" и "Тор" был главный конструктор Ижевского электромеханического завода с 1982 по 1994 гг. Евгений Фёдорович Мокрушин.

Главный конструктор с 1982 по 1994 гг. Мокрушин Евгений Федорович

Генеральный директор с 1988 по 1996 гг. Тюльпин Эдуард Владимирович

Генеральный директор с 1999 по 2004 гг. Попов Владимир Аркадьевич

Генеральный директор с 2001 по 2014 гг. Васильев Сергей Семенович

В марте 1989 года опытный образец модернизированной боевой машины был предъявлен на Государственные испытания. Образец был изготовлен путём доработки серийного образца и прошёл испытания в декабре 1989 года. После завершения основных видов испытаний опережающего образца и утверждения конструкторской документации ЗРС "Тор-М1" был принят на вооружение ПВО СВ в 1991 году.
В дальнейшем была проведена дополнительная модернизация по усовершенствованию БМ ЗРС "Тор-М1". Впервые новая машина была представлена на международном авиакосмическом салоне "МАКС-2005". Она отличалась расширенной по высоте зоной поражения воздушных целей, действующих со скоростями до 600 м/с на дальностях 8-10 км, и могла вести стрельбу вдогон по целям, летящим со скоростью до 420 м/с на высотах до 8 км против 6 км в существующих вариантах.
Руководствуясь опытом работы с инозаказчиком по продаже зенитной ракетной системы (ЗРС ТОР-М1), в 1996 году было подготовлено и в 1997 году утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку исполнения ЗРС ТОР-М1 на колесной базе и в стационарном варианте.
Опытно-конструкторская работа (ОКР) по созданию вариантов ЗРС проводилась по решению ПК Концерн "АНТЕЙ" и предназначалась для экспортных поставок. В колесном исполнении в состав боевой единицы входили: аппаратная кабина на шасси автомобиля "Урал-5323", являющегося тягачом, и антенно-пусковой пост на прицепе ЧМЗАП-8335.3. Технические средства комплекса изготавливались в обычном исполнении.
Руководствуясь техническим заданием и решением, в 1998 году конструкторской службой ИЭМЗ была разработана конструкторская документация для изготовления опытных образцов. Работа осуществлялась под руководством специалистов НИЭМИ. Разработка и изготовление первых образцов прицепов проведены Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов.
В 1998 году была начата подготовка производства боевой единицы, которой был присвоен индекс 9А331Т.
На первом образце отрабатывалась новая компоновка аппаратуры и конструкция прицепа АПП. Второй образец был изготовлен в 1999 году и передан на предварительные испытания. В процессе испытаний отрабатывалась новая система обмена данными между аппаратной кабиной и антенно-пусковым постом, совершенствовалась конструкция кабельного устройства.
После завершения заводского этапа предварительных испытаний изделие было транспортировано на полигон Министерства обороны. Транспортирование проводилось своим ходом и было совмещено с проведением транспортных испытаний. После проведения полигонного этапа предварительных испытаний изделие было возвращено на завод для проведения доработок по замечаниям, выявленным в результате испытаний, и передано на государственные (приемочные) испытания. В процессе полигонных испытаний проводились пуски боевых ракет по реальным целям-мишеням. Результаты испытаний подтвердили тактико-технические характеристики изделия, были оформлены актом и утверждены решением от января 2004 года. Рабочая конструкторская документация проверена межведомственной комиссией (МВК) и рекомендована для серийного производства. Держателем документации определен ИЭМЗ "Купол". Следует отметить, что работы по созданию изделия 9КЗЗ1Т (разработка конструкторской и эксплуатационной документации, изготовление опытных образцов и проведение предварительных испытаний) финансировались за счет собственных средств ИЭМЗ "Купол".

БМ 9А331 ЗРК "Тор-М1"

ЗРК "Тор-М1Т" в колесном исполнении

В 2011 г. "Купол" освоил серийное производство ЗРК малой дальности "Тор-М2Э" и его модификаций "Тор-М2К" и "Тор-М2КМ". Комплексы на гусеничном шасси поставляются по гособоронзаказу.
Приказом генерального директора от 21 июня 2012 года №434п был определен порядок и сроки разработки РКД и изготовления опытного образца АБМ 9АЗЗ1МК-1 и технических средств ЗРК "Тор-М2КМ". Назначен новый заместитель главного конструктора ЗРК "Тор-М2КМ" начальник КБ-82 Горбунов М.В. Во исполнение приказа была создана новая рабочая группа, состоящая из молодых конструкторов ОКБ ОАО "ИЭМЗ "Купол" и их наставника - главного специалиста СКВ Матросова В.И.
Самоотверженный труд и огромное желание молодой рабочей группы оправдать доверие главного конструктора комплекса, а также поддержка генерального директора ОАО "ИЭМЗ "Купол" Васильева Сергей Семеновича и его заместителя Зиятдинова Фанила Газисовича позволили в течение одного года разработать чертежи АБМ 9А331МК-1 и изготовить его опытный образец.
ЗРК "Тор-М2КМ" с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол".
Достижения АО "ИЭМЗ "Купол" по всем направлениям деятельности по достоинству оцениваются органами государственной власти, общественными организациями Удмуртской Республики, Российской Федерации и представителями иностранных государств.
Ижевский электромеханический завод дважды (в 2001 и 2007 годах) становился лауреатом национальной премии "Золотая идея", учрежденной комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству. Являясь членом Международного клуба лидеров мировой торговли, ИЭМЗ "Купол" был награжден "Призом нового тысячелетия". Церемония вручения престижной награды проходила в Германии, во Франкфурте-на-Майне. Высоко была оценена деятельность завода авторитетной международной организацией "Партнерство ради развития". При присуждении предприятию приза "Хрустальная Ника" учитывались такие показатели, как темпы роста производства, его объем, качество выпускаемой продукции. Дважды, в Германии и во Франции, за высокое качество изделий и высокий спрос на мировом рынке предприятию была вручена престижная награда и сертификат международного приза "За качество".
В списке наград, полученных предприятием, имеется Почетный знак КНР за высокое качество поставленных для Китайской Народной Армии изделий.
АО "ИЭМЗ "Купол" признано одним из победителей конкурсной программы Всероссийского инвестиционного форума "Золотой запас 0течества-2001" и удостоено высшей награды форума - скульптурной композиции "Золотое руно".
Являясь одним из крупнейших стабильно работающих промышленных предприятий Удмуртии, ИЭМЗ "Купол" неоднократно побеждал в республиканских конкурсах. Предприятию присуждена государственная премия Удмуртской Республики 2003 года в области науки и техники. В 2007 году "Купол" стал лауреатом конкурса "Лучший инвестор Удмуртской Республики" в номинации "Лучший инвестиционный проект", а в следующем году признан "Лучшим экспортером Удмуртской Республики". В 2009 году коллектив АО "ИЭМЗ "Купол" занесен на Доску Почета Удмуртской Республики. Достижения АО "ИЭМЗ "Купол" по всем направлениям деятельности по достоинству оцениваются органами государственной власти, общественными организациями Удмуртской Республики, Российской Федерации и представителями иностранных государств.

Генерал-майор Попов А.С. и полковник Гусев В.Д. в музее завода "Купол" в 2015 г.