Киевское высшее зенитное ракетное инженерное ордена Ленина Краснознамённое училище имени С.М. Кирова (1919-1994)

В истории Вооружённых Сил Российской Федерации особое место занимают военно-учебные заведения, являющиеся могучей кузницей военных кадров. В строю военно-учебных заведений страны почётное место занимает Киевское высшее зенитное ракетное инженерное ордена Ленина Краснознамённое училище имени С.М. Кирова (КВЗРИУ) - одно из старейших в период советской и постсоветской истории. Училище родилось и прекратило своё существование на разломах великих исторических эпох, что и предопределило его непростую историю. Вся история КВЗРИУ имени С.М. Кирова - это отражение героической борьбы и самоотверженного труда многих тысяч людей, ею судеб причастных к деятельности этого славного учебного заведения. Именно эти люди творили историю родного училища, каждый в меру своих возможностей и таланта.
Исторически было бы справедливым упомянуть о Николаевском артиллерийском училище, на фондах которого разместились артиллерийские курсы Украинской Советской Красной Армии, положившие начало истории КВЗРИУ имени С.М. Кирова. Николаевское артиллерийское училище располагалось в монументальном здании в Железнодорожном районе города Киева. Руководство Советской Республики приняло курс на создание Красной Армии, в результате чего открывается ряд военных курсов и школ. Одним из таких учебных заведений по подготовке красных командиров стали 1-е артиллерийские курсы, созданные в 1919 году на территории военного городка бывшего Николаевского юнкерского училища. Вначале была сформирована одна батарея, а несколько позже - вторая и двухорудийный конный взвод. Ра6оче-крестьянское правительство в Петрограде 14 февраля 1919 года издало Приказ №130 об открытии на базе расформированных 12 русских военных училищ командных курсов РККА. Военный комиссар Киевского округа М.С. Богданов в Приказе по округу от 1919 года объявил об открытии в Киеве первых артиллерийских курсов.

Что же представляли собой эти курсы? Среди курсантов - половину составляли призванные в Красную Армию по мобилизации. Среди преподавательского состава преобладали бывшие офицеры, закончившие академию Генштаба. Строевые отделения возглавляли кадровые офицеры бывших военных училищ. Однако немало было и офицеров, закончивших училища и школы прапорщиков в годы Первой мировой войны, чьи знания не были фундаментальными. По далеко не полным данным, только в Киеве, в июне, на командных курсах обучался 2241 курсант.
Приказом по Юго-Западному фронту от 16 июня 1920 года курсы получают наименование четвёртых Киевских артиллерийских. Но только в феврале 1921 года по приказу командования личный состав полностью был выведен из состава курсантской бригады и направлен в Киев для дальнейшей учёбы.
1 мая 1921 года был проведён первый после Гражданской войны выпуск красных командиров. Выпускники успешно освоили боевую технику, получили хорошую политическую подготовку и необходимые командирские навыки.

Здание, в котором размещался командный факультет зенитной артиллерии, г. Киев

В 1922 году четвёртые Киевские артиллерийские курсы командного состава были реорганизованы в 4-ю артшколу. Был увеличен срок обучения, что дало возможность улучшить качество подготовки командиров-артиллеристов. В сентябре 1923 года школа провела первый выпуск командиров Красной Армии с трёхгодичным сроком обучения.

Выдающийся полководец Красной Армии наркомвоенмор Михаил Васильевич Фрунзе посетил ряд военных училищ и школ. Дважды, в 1923 и 1924 годах, он приезжал в школу. Это было крупным событием в её истории.
Фрунзе М.В. детально ознакомился с состоянием боевой и политической подготовки, учебным процессом, бытом курсантов и командиров, дал указания, которые легли в основу обучения и воспитания курсантов и начсостава. Он потребовал ещё более повысить воинскую дисциплину и организованность личного состава, обратил серьёзное внимание на создание образцового порядка и повышение общей культуры воинов. М.В. Фрунзе указал, что обучение должно проводиться в тесной связи с жизнью, практикой военного дела, что необходимо учить курсантов тому, что потребуется командиру-артиллеристу в части и, главное, на войне в боевой обстановке, с учётом опыта Первой мировой и, особенно, Гражданской войн.

Выдающийся полководец Красной Армии, наркомвоенмор М.В. Фрунзе

В 1929 году Киевская артиллерийская школа отметила 10-летний юбилей, который позволил подвести некоторые итоги напряжённой учебной и воспитательной работы по выполнению поставленных задач. По случаю юбилея председатель Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилов, который дважды, в 1927 и 1928 годах, посещал школу, прислал приветственную телеграмму, в которой он отметил Киевскую артиллерийскую школу как одну из "самых боевых школ РККА".
На основе достижений тяжёлой индустрии, развития науки и техники всё шире развёртывалось техническое перевооружение Красной Армии. В армию поступали модернизированные и новые системы тяжёлого вооружения. Уже к середине 1933 года по числу артиллерийских орудий Красная Армия значительно превзошла французскую и японскую армии.
Развитие военно-учебных заведений шло по нескольким направлениям и, прежде всего, по линии улучшения их комплектации. В результате культурной революции военные учебные заведения с каждым годом получали всё более грамотных и технически подготовленных людей. В военные академии, училища и школы приходили передовики производства с заводов и фабрик, трактористы и комбайнёры.
Наряду с изучением вопросов теории в школе большое внимание уделялось практическому обучению. Занятия по основным видам подготовки - тактике топографии, инженерному делу, огневой службе, стрелковой подготовке - стали проводиться при любой погоде в поле, тире, в артиллерийском парке. Разрабатывались и внедрялись в жизнь новые методы артиллерийской подготовки, обеспечивающие более совершенную разведку целей и методику ведения огня.

В 1935 году 4-я Киевская артшкола переименовывается в 1-ю Киевскую артиллерийскую школу. К этому времени её личный состав достиг значительных успехов в боевой и политической подготовке. Учитывая это, командование и политотдел поставили задачу - добиться, чтобы школа стала передовой среди артиллерийских военно-учебных заведений Красной Армии.
Большую роль сыграла инициативная работа преподавательского состава. В классах и парках были установлены новые образцы артиллерийского вооружения. Умело оборудовались классы связи, военно-инженерной подготовки и др. На занятиях по тактике стали преобладать полевые практические занятия. Как правило все тактические учения проходили совместно с другими родами войск Украинского военного округа. Боевые артиллерийские стрельбы проводились в сложных условиях. В лагерный период особое внимание уделялось артиллерийско-стрелковой подготовке на винтовочных полигонах.
В марте 1937 года 1-я Киевская артшкола была преобразована в 1-е Киевское артиллерийское училище.
Приближался 20-летний юбилей училища. Упорная и настойчивая борьба коллектива училища за высокие показатели в учёбе и дисциплине принесла закономерные результаты. В 1938 году училище по всем показателям боевой и политической подготовки заняло первое место среди всех училищ Красной Армии. На общем собрании личный состав единодушно принял решение ходатайствовать о присвоении училищу имени Сергея Мироновича Кирова, видного партийного и государственного деятеля, соратника В.И. Ленина. К дню 23-й годовщины Красной Армии одновременно пришли два Указа Президиума Верховного Совета СССР. Первый - о присвоении училищу имени С.М. Кирова, второй - о награждении училища орденом Красного Знамени.

В 1938-1940 годах многие командиры-артиллеристы, окончившие училище, прошли боевое крещение в схватках с японской военщиной и белофиннами. Высокие морально-боевые качества и отличное огневое мастерство, приобретённые в стенах училища, показали многие выпускники. За мастерство и отвагу, проявленные в боях с японскими захватчиками десятки воспитанников училища были награждены орденами Союза ССР. За мужество и героизм, проявленные в боях с белофиннами, звания героев Советского Союза получили Г.Е. Никитенко и П. Толмачёв.

Командующий 1-й армейской группой советских войск в Монголии комкор Г.К. Жуков, МНР, Халхин-Гол, 1939 г.

За период довоенного развития Киевское артучилище выросло и окрепло. Из небольшой школы оно превратилось в одно из ведущих военных артиллерийских учебных заведений. Из его стен вышел большой отряд командиров, проделавших огромную работу по укреплению и развитию артиллерии страны.
В мае 1941 года училище провело последний предвоенный выпуск командиров с трёхлетним сроком обучения - около 1000 человек. Сотни молодых командиров-артиллеристов были направлены в войска Белорусского и Киевского особых военных округов. Многие из них 22 июня 1941 года вступили в героическую борьбу против фашистских захватчиков за свободу и независимость нашей Родины.
По приказу военного совета Киевского особого военного округа в первые дни войны на базе училища был сформирован артиллерийский полк. Артиллерийский полк состоял из четырёх дивизионов, каждый из которых имел по две батареи 76-мм пушек и по одной батарее 122-мм гаубиц. Кроме артиллерийского полка на базе училища были сформированы медицинский и ветеринарный госпитали.

Командиры и преподаватели училища в первые месяцы войны на фронте

В июле 1941 года в училище состоялся первый выпуск командиров-артиллеристов военного времени. В середине июля 1941 года артиллерийский полк училища был сменен действующими частями фронта. Передав материальную часть на боевых позициях, личный состав училища по приказу Верховного Главнокомандования передислоцировался в город Красноярск, чтобы продолжить подготовку офицеров-артиллеристов для фронта. С прибытием в Красноярск училище разместилось на территории, ранее занимаемой стрелковой дивизией. Командный и преподавательский состав прилагал всю свою энергию, силы и знания, чтобы перестроить работу училища в интересах подготовки офицерских кадров по сокращённой программе и с учётом опыта войск. Основными методами обучения были практический показ, тренировки и боевые стрельбы. Первый выпуск артиллеристов по ускоренной программе был проведён в конце августа 1941 года.

В первые месяцы войны из училища ушли на фронт многие командиры и преподаватели. Некоторые из них впоследствии стали видными военачальниками. Например, командир дивизии майор М.М. Барсуков стал генерал-полковником артиллерии, командующим артиллерией фронта, командир дивизиона майор A.M. Манило - генерал-лейтенантом артиллерии, командующим артиллерией армии. В крупных военачальников выросли некоторые выпускники училища, окончившие его в предвоенные годы. Среди них маршал артиллерии Ю.П. Бажанов, генерал-полковник артиллерии И.Ф. Санько, генерал-полковник Н.Г. Павленко и другие.

Крупным событием в жизни училища явилось вручение ему боевого Красного знамени нового образца - символа воинской чести, доблести, славы. Вручение знамени состоялось в День Советской Армии 23 февраля 1944 года. От имени Президиума Верховного Совета СССР знамя вручил командующий Западно-Сибирским военным округом. Под этим знаменем личный состав училища дал торжественную клятву быть верным народу, самоотверженно выполнять свой священный долг перед Родиной, свято хранить и умножать славные традиции училища и Вооружённых Сил СССР. Эту клятву офицеры и курсанты училища выполнили с честью. На тактических учениях и боевых артиллерийских стрельбах курсанты действовали как на войне, учились бить врага наверняка.
Находясь в Красноярске, училище по приказу Верховного Главнокомандования формировало и готовило артиллерийские части для фронта. Были сформированы 89-й и 33-й артиллерийские и 130-й миномётный полки а также артполк Красноярской стрелковой дивизии. За время пребывания в Красноярске училище провело 24 выпуска офицеров.

Последний выпуск был сделан в мае 1944 года и училище стало готовиться к переезду в Киев. В сентябре 1944 года после освобождения Киева училище вернулось в столицу Украины. Условия, в которых началась учёба в Киеве, были трудными. Фашисты взорвали все учебные жилые корпуса, сожгли конюшни и полигоны. Усилиями коллектива в короткие сроки были восстановлена учебные помещения и полигоны, созданы нормальные условия для учёбы курсантов. В ноябре 1944 года был проведён последний выпуск офицеров по программе военного времени.
Выпускники училища героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками на всех фронтах Великой Отечественной войны - от Баренцева до Чёрного морей. Воспитанники училища командовали взводами, батареями, дивизионами, артиллерийскими полками и дивизиями. Многие из них командовали артиллерией стрелковых дивизий и корпусов, армий и фронтов, занимали ответственные посты в штабах.

Неувядаемой славой покрыл себя замечательный полководец Красной Армии, дважды Герой Советского Союза генерал армии Иван Данилович Черняховский. Воспитанник училища, он всю свою жизнь посвятил службе в Красной Армии пройдя путь от курсанта до командующего войсками фронта. Мужественно сражались и другие воспитанники училища в жестоких боях в годы Великой Отечественной войны. Вот лишь некоторые примеры.

Дважды Герой Советского Союза генерал армии И.Д. Черняховский

В оборонительных боях под Курском исключительное мужество, отвагу и героизм проявил командир батареи 1177-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка выпускник училища старший лейтенант Алексей Пантелеевич Лосев. Батарея старшего лейтенанта Лосева занимала оборону в районе деревни Покровка. Враг стремился во что бы то ни стало взять этот опорный пункт. Он подверг его сильной авиационной бомбардировке, потом бросил в атаку танки и пехоту. Но взять Покровку фашистам не удалось. В течение двух дней батарея сдерживала яростные атаки гитлеровцев. Когда орудия были выведены из строя, личный состав во главе со старшим лейтенантом Лосевым смело вступил в поединок с танками, забрасывая их гранатами и бутылками с горючей жидкостью. В этой жестокой схватке гитлеровцы потеряли 26 танков, в том числе несколько тяжёлых. За умелое руководство огнём батареи и личное мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1943 года старшему лейтенанту А.П. Лосеву присвоено звание Героя Советского Союза.
Выпускник училища, командир взвода разведки 33-го артполка 32-й стрелковой дивизии лейтенант Ефим Семёнович Белинский во время боев в Восточной Пруссии повторил бессмертный подвиг Александра Матросова. Получив задание раздобыть пленного, 16 декабря 1944 года под покровом ночи лейтенант Белинский с группой разведчиков пробрался через передний край немецкой обороны. Обеспечивая группе возможность действовать, он вступил в неравный бой с гитлеровцами. Когда противник открыв пулемётный огонь и прижав бойцов к земле грозил всей группе неминуемой гибелью, лейтенант Белинский, жертвуя собой, бросился вперёд через минное поле к дзоту противника. Раненый, весь в крови, он добрался до дзота и швырнул в амбразуру гранату. Пулемёт умолк. Но в это время застрочил другой. Тогда лейтенант Белинский бросился к нему и закрыл амбразуру дзота своим телом. Боевое задание разведчиками было выполнено. За этот героический подвиг лейтенанту Е.С. Белинскому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Герой Советского Союза Александр Матросов

Сорока одному воспитаннику нашего училища присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны. Их имена служат живым примером самоотверженной защиты нашего Отечества и являются гордостью училища. Родина высоко оценила заслуги училища в подготовке офицерских кадров в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году, в свою 25-ю годовщину, оно было представлено к правительственной награде. 4 мая 1945 года училище награждается высшей правительственной наградой СССР - орденом Ленина.
Выполняя функции защиты Отечества, государство проводило работу по укреплению армии и флота. Осуществлялась перестройка Советских Вооружённых Сил с учётом опыта минувшей войны, современных достижений науки и техники. Разрабатывались и вводились в практику новые уставы, наставления и руководства, учитывающие опыт прошедшей войны, передовые формы и методы обучения и воспитания личного соста-ва в условиях применения новых средств вооружённой борьбы.

Практически сразу же после окончания войны проводилась перестройка работы военных учебных заведений. Перед военными учебными заведениями ставилась задача - готовить офицеров, обладающих обширными и глубокими знаниями военного дела, умеющих быстро осваивать современное вооружение и боевую технику, способных обучать и воспитывать своих подчинённых.
В связи с успехами промышленности, дальнейшим совершенствованием боевой техники и с учётом опыта Великой Отечественной войны артиллерийские училища были переведены на механическую тягу. В марте 1946 года это коснулось и Киевского артиллерийского училища имени С.М. Кирова. Поступление в училище новой автотракторной техники потребовало от личного состава изучения её в сжатые сроки. Было введено преподавание нового предмета - автомобильной подготовки. Офицеры и курсанты сдавали экзамены на право вождения автомашин. Весь личный состав направлял свои усилия на быстрейшее овладение новыми видами тяги.

С 1947 года в учебные программы была включена войсковая стажировка. Она способствовала закреплению знаний, приобретению курсантами навыков и умений в командовании подразделениями, обучении и воспитании личного состава. 1 октября 1947 года состоялся первый послевоенный выпуск офицеров-артиллеристов. Это были командиры, имевшие опыт войны, получившие высокую идейно-политическую и специальную подготовку, необходимую для работы в войсках.

С 1949 года в училище стали принимать молодёжь только с законченным средним образованием. В 1949 году училище отметило 30-ю годовщину со дня основания. В 1949 году по инициативе и под руководством США возник агрессивный Североатлантический блок, своим остриём направленный против СССР. США развернули бешеную гонку вооружений, начали создавать вокруг СССР и его союзников густую сеть военных баз. В ответ на создание блока НАТО была создана военная организация Варшавского договора.

Успехи в развитии промышленности, науки и техники позволили Советскому Союзу в короткий срок ликвидировать монополию США на атомное оружие. В 1949 году в СССР была создана атомная бомба. В 1953 году, раньше, чем Соединённые Штаты, Советский Союз испытал водородную бомбу. Это имело огромное значение для укрепления обороны СССР и его союзников. В начале 50-х годов началось оснащение Советской Армии более совершенным вооружением и техникой. Авиация получает реактивные самолёты, в танковые войска поступают более мощные машины, войска ПВО вооружаются новыми зенитными управляемыми ракетами и радиотехническими комплексами. Поступление в войска новой боевой техники и вооружения значительно усложнило требования к боевой и политической подготовке. Это не могло не отразиться на процессе обучения и воспитания личного состава училища.

Испытание атомной бомбы

Высокая вероятность применения ядерного оружия в современном бою предъявляла новые, несравненно более высокие требования к подготовке будущих офицеров в особенности к их полевой выучке. Объём знаний и навыков, необходимых офицерам-артиллеристам, возрос. Лагерный период обучения увеличился с двух до трёх с половиной месяцев. Личный состав училища начал систематически привлекаться к участию в тактически учениях с войсками. Личный состав учился действовать в условиях применения противником оружия массового поражения, в сложной обстановке как днём, так и ночью.

В 1951 году училище посетили Министр обороны СССР Маршал Советского Союза A.M. Василевский, начальник Генерального штаба генерал армии С.М. Штеменко, командующий артиллерией Советской Армии генерал-полковник артиллерии М.И. Неделин, командующий войсками Киевского военного округа генерал-полковник А.А. Гречко. В этом же году в училище проходило совещание начальников артиллерийских военных учебных заведений Советской Армии. Место проведения совещания было выбрано не случайно, потому что к этому времени училище превратилось в одно из лучших военно-учебных заведений страны и служило примером организации учебно-воспитательной работы, внутреннего распорядка и дисциплинированности.

Маршал Советского союза, дважды Герой Советского Союза A.M. Василевский

В декабре 1953 года на должность начальника училища был назначен генерал-майор артиллерии Г.И. Балашов. Под его руководством коллектив училища проделал большую работу по дальнейшему улучшению качества подготовки офицеров. В 1956 году по результатам выпускных экзаменов училище сохранило первенство среди артиллерийских училищ Советской Армии и завоевало первое место среди всех военно-учебных заведений Киевского военного округа. В 1957 году училище вновь признаётся лучшим среди всех артиллерийских и артиллерийско-технических училищ Советской Армии и военно-учебных заведений Киевского военного округа. Таким образом, в послевоенный период с 1946 по 1957 год в училище произошли существенные изменения. В связи с ростом технической оснащённости Советской Армии, оно получило новую артиллерийскую технику и средства тяги, была создана хорошая материально-техническая база для подготовки высококвалифицированных командных кадров. В обучении и воспитании широко использовался опыт Великой Отечественной войны, что гарантировало высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки будущих офицеров. Благодаря усилиям всего личного состава училище занимало одно из ведущих мест среди военных учебных заведений Советских Вооружённых Сил.

16 августа 1958 года Приказом Министра обороны СССР №0069 создаётся новый род войск - войска противовоздушной обороны Сухопутных войск. Первым начальником войск ПВО СВ был назначен Герой Советского Союза маршал артиллерии В.И. Казаков, активно участвующий в становлении рода войск и осуществлявший непосредственное руководство им в период с 1958 по 1965 год. В состав войск ПВО СВ вошли отдельные зенитные ракетные полки С-75, зенитные артиллерийские дивизии РВГК, радиотехнические полки военных округов и групп войск, радиотехнические батальоны армий и армейских корпусов, силы и средства ПВО мотострелковых и танковых дивизий и полков, а также высшие учебные заведения и учебные центры войсковой ПВО.

Генерал-полковник артиллерии, Герой Советского Союза В.И. Казаков

Послевоенное развитие Советских Вооружённых Сил проходило в условиях огромных изменений во всех областях военного строительства. В первую очередь перед руководством рода войск, Министерства обороны встала задача оснащения войск ПВО СВ современным зенитным вооружением. С созданием авиации, оснащённой реактивными двигателями, значительно увеличились скорости полёта самолётов, их практический потолок и манёвренность действий. Всё это предъявило более высокие требования к вооружению войск ПВО СВ. Зенитная артиллерия уже не могла эффективно решать задачи борьбы с воздушным противником. Основным средством противовоздушной обороны призваны были стать зенитные ракетные комплексы (ЗРК). Разрабатывались и принимались на вооружение различные модификации зенитных ракетных комплексов С-75. В 1958 году были начаты разработки зенитных ракетных комплексов для войсковой ПВО "Круг" и "Куб". Назревала необходимость своевременной подготовки для войск офицеров, способных эксплуатировать сложнейшую ракетную технику. В 1958 году Киевское артиллерийское училище преобразуется в высшее артиллерийское инженерное училище. Перед ним ставится задача - готовить для Советской Армии инженерные кадры высшей квалификации. Преобразование училища в высшее учебное заведение явилось крупным событием в его истории.

Становление училища требовало в сжатые сроки создать лаборатории по профилю обучения, обеспечить учебниками по общеобразовательным кафедральным дисциплинам. Создание материальной базы обучения началось с переоборудования в краткий срок манежа под учебный корпус. По первоначальному замыслу училище имело три факультета: первый - самый большой - ракетных войск и артиллерии; второй - зенитной артиллерии и ЗРК; третий - наземной радиолокации (CHAP, АРСОМ). На этих факультетах и началось обучение с 1 сентября 1958 года. В октябре 1958 года в училище прибыл первый начальник войск ПВО СВ маршал артиллерии В.И. Казаков, который возглавил процесс преобразования училища, так как оно стало училищем войск ПВО СВ.

Герой Советского Союза маршал артиллерии В.И. Казашт поздравляет выпускника училища

В итоге были созданы три факультета: факультет наземного электромеханического оборудования и ракет, факультет систем управления, и радиолокационный (радиотехнический). В конце октября 1958 года в училище началась подготовка специалистов зенитного ракетного комплекса С-75. В это время в Киев были откомандированы выпускники Полтавского зенитного артиллерийского училища на 8-месячные курсы подготовки. В январе-феврале 1959 года в училище прибыл из Ленинграда зенитный факультет ЛВАИУ (начальник - полковник Е.М. Краскевич) с частью преподавателей и слушателями 3-го и 4-го курсов. Приехали опытные преподаватели, которые слившись со специальными кафедрами, существенно усилили их. Некоторые из прибывших стали начальниками кафедр. Они приехали хорошим лаборантским составом, с полным оборудованием лабораторий, с учебными пособиями, поэтому процесс организации обучения на 3-м и 4-м курсах прошёл сравнительно безболезненно. Среди первых выпускников КВАИУ (из курсантов-ленинградцев) были Б.И. Духов (впоследствии начальник Военной академии Противовоздушной обороны Сухопутных войск имени маршала Советского Союза Василевкого А.М. (ВА ПВО СВ), затем начальник войсковой ПВО России), М.А. Копнов (впоследствии кандидат технических наук, профессор, начальник кафедры ВА ПВО СВ) и многие другие будущие военноначальники войск ПВО СВ.

Генерал-полковник В.И. Духов

В декабре 1959 года состоялся первый выпуск военных инженеров. Государственная экзаменационная комиссия отметила, что командование, профессорско-преподавательский состав проделали значительную работу по организации учебного процесса, созданию лабораторной базы и обеспечению высокой подготовки специалистов. Более 92% выпускников защитили дипломные проекты на "отлично" и "хорошо". Во многих из них содержались элементы экспериментальных исследований. 12 выпускников получили дипломы с отличием, а старший лейтенант Б.М. Шахмаметьев окончил училище с золотой медалью.
Наряду с напряжённой работой слушатели принимали активное участие в общественной работе. Расширялись связи с коллективами предприятий и учреждениями города Киева. Офицеры училища участвовали в агитационно-массовой работе, выступали перед трудящимися города с лекциями и докладами. Сотни слушателей и курсантов работали в подшефном колхозе помогая колхозникам в уборке урожая.
Развёртывалась и спортивно-массовая работа. За первый год работы высшего училища было подготовлено 360 спортсменов-разрядников.
С 1960 года начали издаваться "Труды училища" и сборники материалов конференций и семинаров. Эти издания играли важную роль во внедрении результатов научно-исследовательских работ в практику.

В ноябре 1961 года в училище на должность старшего преподавателя кафедры №31 прибыл старший преподаватель Ленинградской академии связи подполковник Владимир Алексеевич Варюхин. Молодой учёный положил начало созданию новой научной школы, получившей широкое признание в Советском Союзе и за рубежом. Предложенное В.А. Варюхиным определение "цифровая антенная решётка" (ЦАР) в настоящее время прочно вошло в научно-техническую терминологию современной радиотехники. Впоследствии генерал-майор технической службы, заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР, доктор технических наук, профессор В.А. Варюхин создал теоретическую базу создания радиолокационных антенн нового типа, позволяющих значительно повысить разведывательные и боевые возможности современных зенитных ракетных комплексов и систем. К сожалению, идеи учёного на десятки лет опередили возможности их реализации. Понадобилось около 40 лет, прежде чем полученные научные результаты были реализованы в "железе". Научно-техническая революция и создание новых систем вооружения требовали дальнейшей разработки вопросов теории ПВО и совершенствования методов боевой подготовки войск. Главным средством ПВО были призваны стать зенитно-ракетные комплексы, разработанные на базе последних достижений науки и техники. Это требовало изменить структуру и качество подготовки специалистов.

Офицеры командного факультета Военной артиллерийской командной академии, переведённого в КВАИУЭ имени С.М. Кирова из г. Ленинграда, 19 июля 1962 г.

В 1962 году маршал артиллерии В.И. Казаков добивается перевода из Ленинградской военной артиллерийской командной академии факультета ЗУР и ЗА и введения его в состав КВАИУ, открытия в училище факультета заочного обучения. Такая структура училища полностью соответствовала академической. Завершать формирование училища как высшего ВВУЗа войск ПВО СВ маршал В.И. Казаков отправляет своего заместителя - генерал-лейтенанта артиллерии Б.А. Высоцкого, который был назначен начальником КВАИУ имени С.М. Кирова. Это лишь подчёркивает важность значения, которое придавал маршал В.И. Казаков созданию колыбели войск ПВО СВ.
Основная задача, которая была перед ним поставлена - превращение училища в ведущий центр подготовки специалистов ПВО СВ, отвечающий требованиям войск. Командными училищами стали Ленинградское, Оренбургское, Полтавское и созданное позднее - Смоленское. При КВАИУ была создана военно-научная группа, руководителем которой был назначен доктор технических наук, профессор В.А. Варюхин. Большая заслуга в становлении КВАИУ как учебного заведения нового типа принадлежит начальнику училища генерал-лейтенанту артиллерии Борису Арсеньевичу Высоцкому. В 1969 году Б.А. Высоцкий, выходя в отставку, оставил после себя слаженный, один из лучших в ВС, коллектив училища.

Генерал-лейтенант артиллерии Б.А. Высоцкий

В марте 1962 года училище проверяла комиссия, возглавляемая маршалом артиллерии В.И. Казаковым, которая отметила, что становление училища как высшего военного учебного заведения в основном завершено. Наступил новый период в его развитии, когда на первый план выдвинулись задачи дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы.
Пути и методы дальнейшего совершенствования учебного процесса, разработки учебных планов и программ определила III научно-методическая конференция, состоявшаяся в 1962 году. В соответствии с рекомендациями конференции в учебные планы были включены новые курсы, раскрывающие закономерности развития и принципы построения современной техники.
Были внесены изменения в программы стажировок, цель которых - получение твёрдых навыков практической деятельности в войсках. Особое внимание уделялось полевой выучке командиров и инженеров. В лагере слушатели приобретали навыки боевой работы на технике, учились эффективно использовать её в сложных условиях современного боя. Кафедры стали больше уделять внимание привитию слушателям методических и выработке у них командирских навыков.

В период 60-70-х годов были разработаны, прошли испытания на полигонах Сухопутных войск и поставлены на серийное производство зенитные комплексы войск ПВО СВ первого поколения "Круг", "Куб", "Стрела-1", "Оса", переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) "Стрела-2". В тот же период принимаются на вооружение новые мобильные радиолокационные станции обна-ружения воздушного противника П-15, П-40, П-18, П-5. Новейшие средства ПВО в большинстве своём с успехом прошли испытания в боевых действиях за рубежом и показали высокую эффективность. Вместе с тем полученный опыт боевого применения новых зенитных ракетных систем выявил необходимость внести коррективы в процесс подготовки специалистов ПВО. Было очевидно, - в отличие от прошлых лет, назрела необходимость научного подхода как к построению современной системы ПВО Сухопутных войск, так и к построению системы подготовки кадров.
В апреле 1969 года, в связи с уходом генерал-лейтенанта артиллерии Б.А. Высоцкого в запас по возрасту, на должность начальника училища был назначен генерал-майор артиллерии Е.М. Краскевич, на которого легла работа по организации выполнения поставленных задач.

Генерал-лейтенант Е.М. Краскевич

Существенный вклад в повышение оперативно-тактической подготовки слушателей внесли кафедры военных дисциплин, которые возглавлялись активными участниками Великой Отечественной войны генерал-лейтенантом Г.Е. Стогнием и доцентами, кандидатами военных наук полковниками В.Л. Ивановым, Г.В. Семёновым, О.А. Осиповым. Коллективы этих кафедр передавали слушателям свой богатый опыт, воспитывали у них необходимые командиру качества, учили творческому подходу к решению военно-научных проблем.
Успешно справлялись со своими задачами специально-технические, инженерные кафедры, которые возглавляли генерал-майор артиллерии Н.Г. Разорёнов, инженер-полковники В.Ю. Булыбенко, В.А. Варюхин, А.А. Губренюк, Н.И. Гнатовский, Э.Н. Зевцов-Лобанов, М.А. Иващенко, Г.Е. Левитский, Н.А. Озеряный, В.П. Пашкевич, Е.Д. Синельников, В.И. Санковский, Я.Т. Юрин и другие. Они провели большую работу по совершенствованию читаемых курсов, разработке методики их преподавания. Большая работа по совершенствованию методики преподавания проводилась кафедрой, которой руководил доцент, кандидат технических наук полковник Н.И. Почикаев.
В практику работы училища прочно вошло заочное обучение, являющееся важной формой подготовки военных специалистов. Кафедры разрабатывали для заочников необходимую учебно-методическую литературу. Для проведения занятий с ними были выделены самые опытные преподаватели.

Была развёрнута интенсивная работа по внедрению в учебный процесс технических средств обучения, в том числе средств звукозаписи и звуковоспроизведения, проекционной аппаратуры, электронно-моделирующих установок и вычислительной техники. Училище в числе первых среди военных вузов начало применять в учебном процессе элементы программирования. Большую работу в этом направлении проделала кафедра, возглавляемая доцентом, кандидатом технических наук инженер-полковником Г.Н. Храмовым. Были созданы ряд типов и образцов кибернетических устройств, несколько специализированных классов и аудиторий.
Существенно совершенствовались и сами технические средства обучения. Были сконструированы и подготовлены новые приборы и автоматы для проверки и фиксирования результатов решения задач с цифровым ответом, автомат для решения задач в ходе самостоятельной работы слушателей и курсантов, устройства для поэтапного контроля за обучением отстающих слушателей и курсантов.
Созданные в училище технические средства обучения неоднократно демонстрировались на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Училище дважды, в 1965 и 1966 годах, отмечалось дипломами II степени ВДНХ СССР. Постановлениями комитета ВДНХ несколько преподавателей были награждены Почётным дипломом, бронзовыми и серебряными наградами.

Выставка достижений народного хозяйства СССР

Важное место в учебном процессе заняла стажировка, призванная завершить формирование и становление командира и военного инженера. Во время пребывания в войсках курсанты и слушатели знакомились с жизнью и бытом частей, приобретали необходимые навыки в командовании подразделениями, в организации обучения и воспитания личного состава, в эксплуатации вооружения и военной техники. Они активно участвовали в развитии материально-технической базы войсковых частей проявляя при этом творческую инициативу и изобретательность. Большое значение уделялось воспитательной работе. Слушатели проводили беседы, выступали с лекциями и докладами на политические и военно-технические темы, участвовали в проведении конференций.
Повышение квалификации преподавателей осуществлялось путём прохождения стажировки в войсках, участия в войсковых и командно-штабных учениях, на академических и офицерских курсах. При вузах неуклонно росло число преподавателей, имеющих ученое звание "доцент". Если в период становления высшего училища преподавателей-доцентов было всего 10, то уже к 1969 году их число возросло до 70. Повседневное внимание уделялось молодым преподавателям и адъюнктам. С 1967 года в целях повышения их военно-технического мастерства стал работать постоянно действовать семинар.
Большое внимание уделялось тесной связи с войсками, что стало хорошей традицией училища. Участие в учениях и манёврах, в разработке наставлений-руководств служб, оказание помощи в освоении техники - таков далеко не полный перечень установившихся в то время форм связи с войсками. Часто бывали в училище и представители войск. Они принимали участие во многих мероприятиях, проводимых в вузе.

Совершенствуя учебно-педагогическую работу, профессорско-преподавательский состав значительно активизировал свою научную деятельность. Характернами чертами научно-исследовательской работы были постоянный рост объёма исследований и достаточно высокая эффективность их реализации. Коллективы кафедр, научно-исследовательского отдела сконцентрировали усилия учёных на перспективных направлениях, перешли от единичных, не связанных между собой, научных работ к комплексным исследованиям. Для подготовки квалифицированных научных и научно-педагогических кадров в училище была открыта адъюнктура. Она дала немало высококвалифицированных преподавателей, которые успешно обучали и воспитывали слушателей и курсантов. В училище неуклонно росло число соискателей. Многие преподаватели успешно совмещали свою служебную деятельность с работой по подготовке и написанию диссертаций. Всё это способствовало тому, что в училище из года в год росло число кандидатов наук. В 1973 году 103 преподавателя имели учёную степень кандидата наук, в училище работало 7 докторов наук, в то время как в период становления вуза не было ни одного.
С научными исследованиями тесно связана изобретательская и рационализаторская работа. Число изобретателей и рационализаторов в училище к 1973 году по сравнению с 1958 годом увеличилось более чем в десять раз. Их усилиями были созданы прекрасные лабораторные установки, макеты, тренажёры, учебные фильмы. В училище было издано семь сборников рационализаторских предложений.
В стенах училища крепло и развивалось на основе интернационализма боевое содружество Советской Армии с армиями других социалистических стран. Профессорско-преподавательский, инженерный состав, офицеры отделов и служб делали всё возможное, чтобы военнослужащие социалистических стран за время обучения в училище получили хорошую общенаучную и военно-техническую подготовку, изучили опыт Советской Армии, познакомились с жизнью и успехами советского народа. За высокие результаты в подготовке высококвалифицированных кадров для армий союзных и дружественных государств многие офицеры, рабочие и служащие училища были награждены орденами и медалями этих стран.

Совещание по разработке новых учебных планов проводит заместитель начальника училища по учебной и научной работе инженер-полковник В.Д. Кириченко, 1964 г.

Начальник кафедры №22 кандидат технических наук, доцент генерал-майор артиллерии Н.Г. Разорёнов проверяет ход выполнения НИР

Научно-технический семинар на кафедре №21 с участием представителей вузов и НИИ, 1964 г.

Важное место в обучении и воспитании слушателей занимали физическая подготовка и спорт. На кафедре физической подготовки и спорта работали опытные преподаватели и тренеры. Большинство из них были мастерами спорта. На протяжении многих лет сначала в среднем, а затем в высшем училище начальником кафедры был заслуженный мастер спорта СССР подполковник А.С. Канаки. Это почётное звание он получил за выдающиеся спортивные достижения - рекорды мира и СССР в толкании ядра и в десятиборье. На личном счету ветерана спорта был 21 рекорд, 14 раз он завоёвывал звание чемпиона СССР. За спортивные достижения А.С. Канаки награждён 35 золотыми, 6 серебряными и 3 бронзовыми медалями.
В 1974 году начальником КВАИУ имени С.М. Кирова был назначен генерал-майор артиллерии С.М. Яловой. После 38 лет службы в армии С.М. Яловой заслужил уважение и любовь офицеров и курсантов. На его груди сияли 7 орденов и 23 медали, в том числе 10 медалей иностранных государств (ПНР, ЧССР, ВНР, МНР).

Генерал-майор артиллерии С.М. Яловой

Одновременно со строительством материальной базы училища продолжалась напряжённая работа по совершенствованию учебного и воспитательного процесса. Работа проходила в сложных условиях. Обновился состав заместителей начальника училища, начальников факультетов, большинства начальников кафедр, отделов и служб. В состав кафедр влилось много молодых специалистов. Главное внимание коллективов кафедр было сосредоточено на разработке учебных планов и программ обучения, содержания и методики преподавания с учётом новых требований и достижений науки и техники.
Кафедральные коллективы возглавили уже имеющие значительный опыт научно-педагогической деятельности кандидат исторических наук, доцент М.П. Скрипак, кандидаты военных наук, доценты В.М. Лебедев, В.Н. Майоров, кандидаты технических наук, доценты В.Т. Зиновьев, В.С. Кириченко, В.Г. Павличенко, а также вновь назначенные энергичные руководители - кандидаты технических наук, доценты В.И.Тимофеев, В.И. Архипов, А.К. Востриков, лауреат Государственной премии СССР Г.В. Кисилёв, Н.П. Козлов, А.В. Марчик. Встали во главе кафедр и те, кто мог методически грамотно передавать опыт, накопленный во время длительной службы в войсках: В.И. Ветров, Герой Советского Союза К.К. Дитюк, В.М. Оржеховский, В.Г. Щербань. Таким образом, кафедры как центры учебной, методической и научной работы качественно решали поставленные перед ними задачи во всех формах учебного процесса.

Свой опыт, глубокие знания и научный подход к обучению передавали молодым преподавателям ведущих подаватели училища: кандидаты наук Н.В. Акименко, Ф.И. Андрущенко, А.Г. Артюховская, А.М. Бескровный, В.Г. Волотковский, Г.Л. Гудименко, Н.П. Зубко, Г.А. Иванов, М.И. Калитвинов, Ф.Ф. Константинов, К.К. Король, В.А. Кортенко, Б.Н. Кучер, Н.Д. Латышев, И.К. Микерин, А.У. Митин, И.С. Москалёв, О.А. Носов, Р.Н. Ошурков, М.А. Рог, Н.Я. Ситко, В.М. Суворов, В.Н. Чекменёв, И.С. Шульга.
Повышение квалификации преподавателей осуществлялось путём прохождения стажировки в войсках, участия в войсковых и командно-штабных учениях, на академических и офицерских курсах при ВВУЗах. Особое внимание кафедры уделяли улучшению качества практического обучения на технике, изучению организации технического обслуживания, овладеванию приёмами боевой работы, правилами обращения контрольно-измерительной аппаратурой. Подлинными мастерами практического обучения стали офицеры-преподаватели Ю.Е. Бурков, Н.Н. Верхогляд, И.Т. Паламарчук, Ю.В. Попов, И.Т. Страшко и другие.
Много сил и труда в обеспечение высокого качества занятий, творческой инициативы и смекалки вкладывал инженерно-технический состав лаборатории и отделений. Это офицеры - Е.А. Андреев, В.И. Белицкий, Н.А. Василевский, В.Н. Заморин, А.И. Калюжный, Е.Е. Лавровский, B.C. Манжула, Ю.П. Морозов, В.Н. Степаненко и другие. Офицеры В.И. Выпирайло, А.А. Гончаров, П.П. Якшонок зарекомендовали себя подлинными инженерами-творцами. Они создали десятки лабораторных установок, действующих макетов, разрезных образцов техники, имитационных средств.

Ежегодно многие офицеры училища принимали активное участие в командно-штабных играх. С лекциями, докладами по вопросам военной теории, эксплуатации, применению техники и вооружения выступали в войсках ведущие специалисты училища. Заметным стимулом в активизации научной работы были конференции и семинары профессорско-преподавательского состава, на которых подводились итоги года коллективов кафедр и намечались конкретные пути дальнейшего развития научных исследований. Развитие научных исследований немыслимо без улучшения подготовки научно-педагогических кадров. Подготовка высококвалифицированных преподавателей велась в училище по двум направлениям: адъюнктура и научное соискательство. Адъюнктура дала немало хорошо подготовленных преподавателей, которые впоследствии успешно обучали и воспитывали курсантов и слушателей. Среди них: С.К. Гладун, Н.Г. Исай, В.В. Герасимов, Е.И. Пахомов, А.Е. Сакун, Н.В. Буйских, Н.А. Соловьёв, В.Г. Валентинов, С.В. Волотковский, Ю.В. Григорьев, Б.В. Заборский, Л.Д. Кисилёв, Ю.П. Коновалов, Ю.В. Михеев, В.Г. Лёгоньких, А.С. Ободовский, X. Сафиулин, И.П. Смешко, В.А. Чуриков.

Начальник кафедры №71 кандидат технических наук полковник-инженер В.И. Тимофеев (слева) руководит подготовкой научного эксперимента. Слева направо от него: начальник лаборатории №111 майор-инженер В.В. Свечников, техник-прапорщик В.И. Федющенко, старший преподаватель полковник-инженер И.К. Микерин, 1977 г.

Наряду с адъюнктурой подготовка кадров широко велась научным соискательством. Работа научного соискателя - это напряжённый и самостоятельный труд, требующий от соискателя незаурядной целеустремлённости, строгого учёта своего времени, настойчивости и большого напряжения моральных и физических сил. За последние годы существования училища подготовили и защитили кандидатские диссертации полковник В.М. Прилепский, полковник-инженер В.Г. Щербань, подполковник-инженер А.И. Кавун, полковник Н.Н. Чикиринда, служащие СА Л.Л. Тихомирова, Т.Л. Гудименко. Большинство преподавателей успешно совмещали служебную деятельность с научной работой и подготовкой кандидатских диссертаций. Среди них: И.Ф. Логвиненко, И.И. Малявкин, В.В. Свечников и другие.

Высокую строевую выучку и организованность продемонстрировал парадный расчёт училища на парадах, посвященных 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции и 60-летию установления советской власти на Украине. За отличное прохождение на парадах все участники парадного расчёта были поощрены командующим войсками ККВО. Всесторонняя проверка деятельности училища в январе 1981 года комиссией главнокомандующего войсками ПВО показала, что объём навыков, приобретённых в училище, обеспечивает выпускникам успешное выполнение служебных обязанностей в войсках. Комиссия отметила, что профессорско-преподавательский состав по своим морально-политическим, деловым качествам, уровню подготовки, опыту работы способен решать задачи, стоящие перед училищем в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для войск, и вести научные исследования.

Знания, приобретённые в училище, позволили многим выпускникам впоследствии достичь высоких результатов в служебной деятельности, умело воспитывать и обучать большие воинские коллективы, решать задачи дальнейшего развития войсковой ПВО, подготовки кадров зенитчиков. Ярким примером этого является служебный путь выпускника вуза 1959 года лейтенанта Б.И. Духова, который командовал взводом, батареей, дивизионом, полком. Спустя десять лет после выпуска Б.И. Духов - генерал-майор, возглавлял ПВО ряда военных округов и направлений. Военную академию противовоздушной обороны Сухопутных войск имени Маршала Советского Союза A.M. Василевского. В октябре 1991 года генерал-полковник Борис Иннокентьевич ДУХОВ - высокообразованный, талантливый организатор, большой души человек, чуткий, отзывчивый и высокоавторитетный начальник - был назначен командующим войсками ПВО Сухопутных войск.
Многие выпускники назначены на руководящие должности. Среди них: A.M. Дьяков, В.Г. Жовнер, А.В. Золотухин, В.Л. Каневский и другие. В.Г. Жовнер не прерывал связи с коллективом вплоть до последнего года существования училища, оказывал неоценимую помощь командованию и преподавателям в решении насущных служебных и личных проблем.

В 1979 году начальником КВЗРИУ имени С.М. Кирова был назначен генерал-лейтенант Борис Дмитриевич Парафейников, который придал новый импульс развитию учебного заведения. Можно без преувеличения сказать, что двенадцатилетний период его руководства училищем действительно стал периодом расцвета. Под началом Б.Д. Парафейникова в училище внедрялись новые программы обучения (1980 и 1988), в основу которых была положена фундаментальная подготовка по общенаучным и общеинженерным дисциплинам, а также осуществлён переход на обучение новых ЗРК "Бук", С-300, "Тор", "Тунгуска". В училище был создан учебный центр для повышения полевой выучки работы на боевых образцах вооружения. Дивизион обеспечения был передислоцирован в учебный центр. Окончательно закончено размежевание территории училища и Военной академии, введены в действие КПП по ул. Курской, спортивная база, типография и другие объекты инфраструктуры 63-го и 31-го военных городков.
С целью приблизить подготовку военных инженеров к требованиям войны была введена практика привлечения к преподавательской работе офицеров из войск. Также вводится обязательное участие курсантов в учениях с боевой стрельбой на Государственном полигоне Эмба, становится обязательной войсковая стажировка курсантов в частях и соединениях войск ПВО СВ, несущих боевое дежурство в ГСВГ, СГВ, внутренних округах. Созданы классы ремонтной практики с боевой техникой и средствами ремонта и обслуживания.
В сентябре 1991 года генерал-лейтенант Б.Д. Парафейников был уволен в запас из рядов Вооружённых Сил. Награждён орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах" III и II степени.

Генерал-лейтенант Б.Д. Парафейников

К заключительному периоду существования училища сформировались научные школы, деятельность которых оказывала существенное положительное влияние на качество преподавания учебных дисциплин.
Направления деятельности и составы научных школ в последний период существования училища:

  1. Многопозиционная радиолокация и измерения координат в системах ПВО. Ю.Е. Бурков, В.А. Кузнецов, В.Д. Терентьев (руководители), Г.М. Машков, Е. Татарников, Г.С. Мицкевич, С.В. Тиховский, Н.В. Смолин, Е.Г. Липатов, А.В. Авласенок, Ю.Н. Матвиевский, П.В. Мухин, В.А. Русанов, A.M. Ракицкий и другие. Признанными достижениями этой научной школы стали методология построения одно- и многопозиционных радиолокационных стен ПВО в условиях информационного конфликта, реализация эффективных алгоритмов и устройств сигналов и измерений.
  2. Теория и практика распознавания непрерывных речевых сигналов. B.C. Кириченко, Р.Н. Ошурков (руководители), С.К. Гладун, В.Д. Козюра, Б.Г .абза, В.В. Герасимов, И.А. Чернозубкин, А.В. Шило и другие. По результатам исследований было получено более 15 авторских свидетельств СССР на изобретения и защищено 13 кандидатских диссертаций.
  3. Радиолокационное распознавание в радиотехнических системах наведения зенитных ракетных комплексов дивизионного и армейского (фронтового) звеньев. А.К. Востриков, А.Е.Сакун (руководители), Г.И. Сонов, А. Костюк, В.В. Голота, С.В. Криворучко, С.И. Тетерук и другие. Основным достижением этой научной школы стала разработка теоретических основ анализа и синтеза методов и устройств распознавания применительно к радиотехническим системам наведения зенитных ракетных комплексов.
  4. Теория и практика построения боевых средств зенитных ракетных комплексов, основанных на применении деструктивных сред. Е.И. Пахомов (руководитель), А.С. Гольцов, А.А. Шляхов, В.И. Выпирайло, С.Ю. Харин и другие. Для проведения исследований в 1980 году была создана баллистическая лаборатория, оснащённая системами высокоскоростной съёмки. В течение многих лет исследователи под руководством Е.И. Пахомова выполняли крупные хоздоговорные работы в интересах предприятий оборонной промышленности. Практически весь состав научной школы защитили кандидатские диссертации, а Евгений Ильич Пахомов стал доктором технических наук в новой Военной академии в городе Смоленске.

Главным научным результатом научной школы стала разработка методологии построения специальных технических систем зенитных управляемых ракет. Радиотехнические системы наведения зенитных управляемых ракет. В.А. Кортенко, Н.Я. Ситко (руководители), П.П. Якшонок, В.И. Тимонен, И.П. Смешко, А.Д. Лемешко и другие.
Методология определения надёжности сложных радиотехнических систем. С.С. Новиков, В.В. Шушерин (руководители), Н.В. Буйских, С.В. Волотковский, В.Г. Лёгоньких, С.А. Соловьёв, Ю.В. Григорьев. Разработанная учёными система прогнозирования надёжности электронной аппаратуры была успешно применена в ряде зенитных ракетных бригад и предприятиях оборонной промышленности.
Успешное функционирование научных школ - плодотворное сотрудничество учёных училища с предприятиями оборонной промышленности, отраслевыми НИИ и научно-исследовательскими организациями АН СССР. Фундаментальная теоретическая подготовка и хорошее знание техники, состоящей на вооружении рода войск позволяли учёным училища находить новые решения в области модернизации существующих и создания перспективных образцов вооружения и военной техники.

Командующий войсками ПВО СВ генерал-полковник Ю.Т. Чесноков поздравляет выпускников училища

В 70-е и 80-е годы были выполнены десятки крупных научно-исследовательских работ по заказам предприятий оборонной промышленности. Эти работы сыграли значительную роль в реализации творческого потенциала адъюнктов и преподавателей и позволили заработать немалые средства, использованные на развитие научной и учебной базы училища. Благодаря выполняемым научно-исследовательским работам, учёные получали доступ к научно-технической информации, имеющейся в распоряжении заказчиков. Закрытая информация об основах построения современных образцов вооружения и военной техники значительно обогащала их научный кругозор и активно использовалась при обучении курсантов и слушателей.

Научный руководитель НИР подполковник Е.И. Пахомов (в центре) обсуждает с научным коллективом результаты последних экспериментальных исследований, адъюнкт старший лейтенант А.А. Шляхов (слева), старший преподаватель подполковник В.И. Выпирайло, адъюнкт майор А.С. Гольцов (справа)

Научные коллективы и направления в училище кристаллизовались десятилетиями невзирая на естественную смену поколений. Интересно, например, проследить историю развития научно-исследовательской группы распознавания речевых сигналов, представлявшей одно из научных направлений 2-го факультета. Шестидесятые-семидесятые годы XX века ознаменовались активизацией работ в области создания систем искусственного интеллекта. Решением этой проблемы занимались многие научные коллективы в академических и отраслевых НИИ и вузах. "Отцами-основателями" таких коллективов в КВАИУ имени С.М. Кирова по праву следует считать полковников Б.В. Варского, В.Т. Зиновьева и B.C. Кириченко, которые вместе со своими учениками майором В.Ф. Сапегиным и капитаном Ю.Л. Барабашом в 1967 году выпустили во всесоюзном издательстве "Советское радио" книгу "Вопросы статистической теории распознавания", ставшую своего рода "библией" для адъюнктов и соискателей. Одной из сложнейших задач, подлежащих решению проблемы создания искусственного интеллекта, является распознавание речевых сигналов. В КВАИУ теоретические и экспериментальные научные исследования по этому направлению выполнялись под руководством начальника кафедры теории электрорадиоцепей, а позднее - в КВЗРИУ- кафедры автоматизированных систем управления и вычислительной техники полковника B.C. Кириченко.

Для этого была создана внештатная научно-исследовательская группа, в состав которой входили слушатели - активисты военно-научного кружка, адъюнкты и соискатели. В истории этой группы можно выделить (условно) три периода.

В течение первого периода были проведены исследования, направленные на обоснование целесообразности реализации ввода речевых команд в АСУ войск ПВО СВ, разработку и апробацию различных методов распознавания и сегментации непрерывных речевых сигналов, а также создана (к 1972 г.) техническая база первого поколения для решения задачи распознавания речи и подготовки речевого материала. В её состав вошли: приёмное устройство, анализатор речевых сигналов (преобразователь первичных акустических сигналов в цифровой образ методом фильтрации, попарного сравнения и съёма в определённые моменты с пороговых схем), устройстве сопряжения с ЭВМ "Минск-22". Собран был и речевой материал - записаны на магнитную ленту и оцифрованы реализации слов, включающих типовые фонемы. Основные работы выполнили адъюнкты майор Р.Н. Ошурков (первый выпускник адъюнктуры кафедры, защитивший кандидатскую диссертацию по тематике распознавания речи), капитан В.В. Герасимов, майор В.И. Фаградянц, Н.Г. Исай, В.П. Безуглый, прикоманди-рованный аспирант В.К. Малушенко, инженер лаборатории лейтенант С.А. Шурепов. Многое сделал и внешний соискатель - начальник вычислительного центра НИИ "Микроприбор" М.И. Тимофеев. Он выступил, говоря в современных терминах, спонсором, выделяя адъюнктам и соискателям машинное время ЭВМ "Минск-22" и "Минск-32" по ночам и воскресеньям для моделирования процессов распознавания речи. В 1973-1974 годах группу распознавания речи пополнили новые адъюнкты: майор Г.Д. Мартыненко - занимался разработкой теории построения речевых распознающих автоматов и капитан В.М. Кузьмин - исследовал вопросы нормализации речевых сигналов. Научно-исследовательская группа установила контакты и работала в тесном сотрудничестве с лабораториями исследования речи Вычислительного центра AН СССР, город Москва, Сибирского отделения АН СССР город Новосибирск, Института кибернетики АН УССР, город Киев, Львовского университета, Киевского НИИ радиоэлектроники, Института кибернетики АН Армянской ССР, город Ереван и др.

Речевой сигнал

ЭВМ "Минск-22"

Заместитель начальника кафедры подполковник Р.Н. Ошурков обсуждает ход выполнения НИР с адъюнктом капитаном В.Д. Козюрой (справа) и инженерами лаборатории капитаном В.В. Дёмкиным (слева) и старшим лейтенантом А.В. Шило, 1978 г.

Второй период в истории научной группы распознавания речи обусловлен достижениями в развитии элементной базы цифровых устройств, в результате чего появилась возможность создать более совершенную техническую базу для экспериментальных исследований речевых сигналов. В 1976-1979 годах под руководством заместителя начальника кафедры подполковника Р.Н. Ошуркова и при участии майора В.В. Герасимова был разработан и реализован проект анализатора речевых сигналов второго поколения, позволившего получать и регистрировать более представительные описания фонем. Эту работу выполнили адъюнкты и соискатели - капитаны В.Д. Козюра, С.К. Гладун, В.В. Дёмкин, старшие лейтенанты Б.Г. Лабза, В.Н. Мазуренко, А.В. Шило. Одновременно были продолжены разработка и экспериментальная проверка алгоритмов статистической сегментации и распознавания непрерывных речевых сигналов, а также методик и алгоритмов обучения и самообучения систем распознавания речевых команд. Результаты проведённых теоретических и экспериментальных научных исследований нашли отражение в публикациях и выступлениях на ежегодном Всесоюзном семинаре "Автоматическое распознавание слуховых образов" (АРСО), семинарах и конференциях, проводимых в вузах, отраслевых НИИ и на предприятиях ВПК, в отчётах о НИР и ОКР, а также в полученных авторских свидетельствах СССР на изобретения (около 15) и защищенных кандидатских диссертациях (Р.Н. Ошурков, В.К. Малушенко, В.В. Герасимов, В.И. Фагралянц, Н.Г. Исай, Г.А. Иванов, М.И. Тимофеев, С.К. Гладун, В.Д. Козюра, Б.Г. Лабза, О.В. Клименко).

Третий период в истории научной группы распознавания речи начался после увольнения в запас полковников B.C. Кириченко и Р.Н. Ошуркова. Кафедру автоматизированных систем управления и вычислительной техники возглавил полковник В.М. Шабанов, а научное руководство исследованиями по распознаванию речи осуществляли майоры В.Д. Козюра и Б.Г. Лабза. Адъюнктам новых наборов капитанам В.В. Ивлеву и С.В. Карпову была поставлена задача создания анализатора и системы распознавания речевых сигналов третьего поколения на базе микропроцессорных устройств. Но последовавшие затем перестройка и развал СССР не позволили реализовать эти амбициозные планы.

Теоретические заделы, полученные учёными кафедры по проблемам распознавания, позволили успешно решать и другие задачи, связанные с повышением эффективности автоматизированных систем управления средствами войсковой ПВО. В рамках выполняемых НИР были разработаны методы совместной обработки радиолокационной и радиотехнической информации на командных пунктах ПВО, в которых важное место заняли алгоритмы распознавания воздушных целей по траекторным признакам и демаскирующим признакам работы бортовых радиоэлектронных средств. По результатам этих НИР защитили кандидатские диссертации А.В. Таран и И.А. Чернозубкин. Таким образом, за время своей более чем 20-летней работы научно-исследовательская группа, созданная и руководимая В.С. Кириченко, внесла существенный вклад в развитие теории и практики распознавания непрерывных речевых сигналов, режимов работы ядерных реакторов по акустическим шумам, помех и воздушных целей на основе совместной обработки радиолокационной и радиотехнической информации.
Творческий труд преподавателей училища плодотворно влиял на развитие военно-научной работы курсантов. В работе кружков ВНО участвовали не только выпускники, но и активно приобщались к проблемам современной науки, расширяли свой кругозор курсанты младших курсов. Умелыми руководителями кружков ВНО являлись преподаватели Б.М. Андреев, А.Г. Дочкин, В.А. Кузнецов, Е.И. Пахомов, Н.Е. Ралко, И.П. Смешко, А.И. Харченко и другие. Под их руководством успешно работали 15 военно-научных кружков при кафедрах.
В 1981/82 учебном году работа курсантского конструкторского бюро по созданию комплексного тренажёра была удостоена первой премии Министра обороны СССР. Наиболее ценные работы курсантов перерастали в эксперимент при защите ими дипломных проектов и рекомендовались ГЭК для внедрения в войска, а технические предложения курсантского конструкторского бюро под руководством подполковника О.И. Жукова были реализованы в промышленности.

В условиях повышения требований к практической подготовке, полевой выучке тактические и профилирующие кафедры пересматривали структуру комплексных занятий, добиваясь насыщенности и интенсивности в действиях курсантов при отработке всех учебных элементов. Большой вклад в повышение полевой выучки, приобретение курсантами командных навыков на занятиях вносили начальник кафедры кандидат военных наук, доцент полковник П.Д. Зуб, опытные преподаватели кандидат военных наук полковник В.М. Туркулец, подполковник М.Т. Покорный и другие. Имена передовиков-методистов кафедральными коллективами рекомендовались для занесения на Доску почёта лучших преподавателей училища. За последние годы этой чести были удостоены: полковники Я.Т. Андрейко, Г.В. Астафьев, A.M. Бескровный, К.Н. Гавронский, В.А. Гуленко, А.Г. Дочкин, В.А. Кортенко, Н.П. Машовец, С.С. Новиков, И.Г. Паламарчук, А.Е. Сакун, П.П. Якшонок, подполковники В.Г. Иванов, М.Т. Покорный и другие. Каждому из них вручался памятный лист от командования училища как лучшему педагогу-воспитателю.
В 1987 году состоялся последний выпуск офицеров-заочников. С большой теплотой и уважением отзывались слушатели отделения заочного обучения о преподавателях, оказавших им помощь в овладении знаниями, в получении высшего военного специального образования. Старание и усердие проявили при подготовке офицеров-заочников подполковники А.А. Ставничук, В.В. Чернов, служащая Советской Армии Н.А. Кудина.

В 1991 году начальником КВЗРИУ имени С.М. Кирова был назначен полковник B.C. Оржешко. На его долю выпала нелегкая миссия - дописать последнюю страницу истории училища. После распада СССР училище перешло под юрисдикцию Украины. 19 января 1992 года личный состав училища был приведён к присяге на верность народу Украины после чего начался последний этап в жизни училища. Руководство независимой Украины приняло решение о реформировании системы военного образования и ликвидации многих учебных заведений СССР, оставшихся на её территории. Так было принято решение о ликвидации училища. Богатейшая материально-техническая база, которая создавалась десятилетиями и отвечала самым высоким требованиям, опытнейший профессорско-преподавательский состав военных вузов в одночасье оказались ненужными Украине. Были уничтожены богатейшая научно-техническая библиотека, тысячи экземпляров ценнейшей учебно-методической литературы над разработкой которой трудилось не одно поколение преподавателей. Приходится с сожалением констатировать, что только очень малая часть из них впоследствии попала в Российскую Федерацию.

Послесловие

Большой и славный путь прошло Киевское высшее зенитное ракетное инженерное ордена Ленина Краснознамённое училище имени С.М. Кирова с момента его создания до завершения благородной деятельности по подготовке специалистов ПВО самой высокой квалификации. За время существования училища в его окружении сложились и окрепли славные боевые и трудовые традиции. На этих традициях учились жить и бороться воины, рабочие и служащие, а также простые граждане, берущие пример с кадровых зенитчиков. Не по вине коллектива прославленного учебного заведения перестала работать высшая школа подготовки профессионалов-зенитчиков, имевшая высокий авторитет в нашей стране и за ее рубежами.
Память об училище продолжает жить в сердцах тех, кому посчастливилось служить и работать в стенах этого прославленного вуза. Примером этому являются регулярные встречи выпускников училища в нашей стране и за рубежом. Несмотря на непростые условия, на территории современной Украины создана и успешно работает ассоциация выпускников, ветеранов и однополчан Киевского высшего зенитного ракетного инженерного училища "Однополчане". Почётный председатель правления ассоциации - генерал-лейтенант в отставке Борис Дмитриевич Парафейников. Ассоциация проводит ежегодные встречи ветеранов и выпускников КВЗРИУ, памятные мероприятия, собирает материалы для открытия музея училища. 15 марта 2009 года силами ассоциации было проведено празднование 90-летия училища, встретились более 2000 выпускников и преподавателей, которые учились, преподавали и служили в этом прославленном вузе, а также почётные гости из разных стран, среди которых и создатели прославленного оружия войск ПВО. 25 октября 2012 года в Киеве на территории Национального университета обороны Украины состоялось торжественное открытие мемориала, который увековечил память дважды Героя Советского Союза генерала армии Ивана Черняховского и других 52 Героев Советского Союза, окончивших училище.
Мы помним и ценим все то, что дало училище своим выпускникам и, прежде всего, главное, - путёвку в жизнь. История Киевского высшего зенитного ракетного инженерного училища имени С.М. Кирова - достойный пример самоотверженного служения Родине.

Встреча выпускников училища

Исторические вехи

1914 г.
Указом императора России учреждено Николаевское артиллерийское училище в городе Киеве.

1915 г.
17 июня - состоялась закладка Николаевского артиллерийского училища.
15 октября - проведён первый набор юнкеров.

1917 г.
Март - начало обучения в новом здании училища.

1918 г.
8 февраля (25 января) - юнкера и преподаватели Николаевского артиллерийского училища отправлены в трёхмесячный отпуск.

1919 г.
16 марта - приказом №21 по Киевскому военному округу открыты 1-е Киевские артиллерийские курсы.
15 апреля - начинаются занятия курсантов 2-х Киевских советских артиллерийских командных курсов и комплектование их кадрами.
Май - участие в подавлении мятежа в 9-м полку в районе Бендерских казарм.
Июнь - Киевские арткурсы в составе сводной курсантской бригады воюют против отрядов Петлюры и Зелёного в районах Триполья, Сквиры, Умани, Василькова, Обухова.
Июль - часть курсантов и командно-преподавательского состава отозваны в Москву для продолжения учёбы на Украинском отделении 1-х Московских советских артиллерийских курсов.
30 июля - 1-е Киевские арткурсы, объединённые с 3-ми Одесскими арткурсами воюют против войск генерала Шелля в Одесской губернии.
16 августа - курсанты ведут боевые действия против отрядов Махно.
1 сентября - курсанты отдельным отрядом входят в состав 47 сд и воюют на различных фронтах.

1920 г.
Апрель - из Москвы в Киев возвращаются командно-преподавательский состав Киевских арткурсов, имущество, учебные пособия, оружие.
Конец мая - Киевские арткурсы переводятся в Полтаву. Одесские арткурсы приказом Реввоенсовета Республики расформированы, переведены в Полтаву и влиты в Киевские арткурсы.
16 июня - приказом Юго-Западного фронта курсы получают наименование 4-х Киевских арткурсов.
Июль-август - в составе сводного курсантского батальона курсы проводят на Полтавщине боевые операции против отрядов атамана Махно.
16 августа - курсанты прибывают в Киев, размещаются на территории бывшего Николаевского артиллерийского училища, обустраивают учебную базу.
1 сентября - начало учебных занятий в Киеве.
2 октября - сформирован и отправлен в Приазовье четырёхбатарейный курсантский дивизион.

1921 г.
15 февраля - завершён боевой поход Киев - Екатеринослав - Перекоп - Мелитополь - Гуляй Поле - Полтава - Кременчуг - Киев. Курсантский дивизион выведен из состава курсантской бригады и направлен в Киев для продолжения учёбы. Присвоено наименование: "Первая Киевская артиллерийская школа" (КАШ).

1923 г.
Первый штатный выпуск командиров-артиллеристов.

1927 г.
Группа командиров и дивизион курсантов с материальной частью направляются на укрепление Сумской артшколы.

1930 г.
Курсанты училища оказывают помощь в строительстве Магнитогорска, Днепростроя, Никопольстроя.

1933 г.
Присвоено наименование "Киевская артиллерийская школа имени П.П. Лебедева"

1936 г.
Присвоено наименование "Первое Киевское артиллерийское училище имени П.П. Лебедева" (1-е КАУ).

1938 г.
Выпускники училища принимают участие в боях в районе озера Хасан

1939 г.
Выпускники училища принимают участие в боях на реке Халхин-Гол

1938-1939 гг.
Училище занимает 1-е место по результатам боевой и политической подготовки среди всех артиллерийских училищ Красной Армии

1940 г.
Училище награждено переходящим Красным знаменем ЦК ЛКСМУ и военного совета Киевского Особого военного округа

1941 г.
22 февраля - училище награждено орденом Красного Знамени. Присвоено наименование "Киевское Краснознамённое артиллерийское училище имени С.М. Кирова" (ККАУ)
Июль - по приказу ВГК училище эвакуировано в город Красноярск для продолжения подготовки офицеров для фронта

1944 г.
Сентябрь - училище возвращается в Киев.

1945 г.
Училище награждено орденом Ленина. Присвоено наименование "Киевское ордена Ленина Краснознамённое артиллерийское училище имени С.М. Кирова" (КОЛ-КАУ).

1958 г.
Присвоено наименование "Киевское высшее ордена Ленина Краснознамённое артиллерийское инженерное училище имени С.М. Кирова" (КВАИУ)

1974 г.
Присвоено наименование "Киевское высшее ордена Ленина Краснознамённое зенитное ракетное инженерное училище имени С.М. Кирова" (КВЗРИУ)

1994 г.
Последний выпуск училища